«СИРИНИТИ» Кадровый консалтинг
|
|||
СиринитиПолезное |
СтатьиМодели общения и коммуникативная деятельностьДля понимания специфических особенностей коммуникативной деятельности важное значение имеет моделирование поведения субъектов общения в тех или иных коммуникативных ситуациях. Под «моделью» при этом понимается система параметров или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала. Существуют следующие основные модели общения:
Профессиональная компетентность руководителя проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей.
Остановимся более подробно на содержании моделей общения.
1. Познавательная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;
б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
2. Убеждающая модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
3. Экспрессивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
4. Суггестивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;
б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
5. Ритуальная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;
б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Да и показать все многообразие не представляется возможным в рамках данной публикации. Задача была более скромной, и она содержит в себе две части: во-первых, представить общение в системной характеристике и показать возможности его модификации от конкретных факторов; во-вторых, показать возможные подходы к моделированию собственной коммуникативной деятельности. В представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, для самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению. Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера по общению опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.
Источник: Elitarium.ru
Автор: Борис Мастеров
|
||
Наверх | |||
© 2007-2010 ООО «Сиринити» Создание сайта © 2007-2010 Интернет-компания СофтАрт |
|