ООО "Сиринити"

Кадровый консалтинг

Москва, ул. Сергея Макеева д. 9, стр. 2. офис 13
тел.: (926) 218-3132
факс: (495) 2059121 e-mail: info@siriniti.ru

Статьи

Как добиться повышения зарплаты?

На предприятиях и в учреждениях государственного сектора экономики фонд зарплаты формируют и лимитируют заранее, ставки зарплаты устанавливают по единой тарифной сетке, следовательно, при всем желании руководителей озолотить сотрудников возможности ограничены. Индексация заработной платы в зависимости от уровня инфляции происходит автоматически. Рост зарплаты следует за ростом профессионального мастерства и повышением в должности, поэтому карьера — реальный путь к улучшению материального положения. Если на предприятии сильная профсоюзная организация, она подписывает с администрацией коллективный договор, в котором оговорены возможности увеличения материального вознаграждения работников. Российский опыт показывает, что на крупных производствах неплохих результатов можно добиться одной лишь угрозой законной забастовки.
Если нет надежды ни на помощь профсоюза, ни на продвижение по службе, можно поискать работу по совместительству, что вполне приемлемо для сотрудников, имеющих гибкий график: для преподавателей высших учебных заведений, медицинских работников и т. д. Практически на всех государственных предприятиях можно найти способ подработать. Так, водители общественного транспорта продают проездные талоны, преподаватели проверяют работы заочников, врачи распространяют лекарства и т. д.
Несравнимо больше возможностей повышения доходов у работников частного сектора, где допустимо соучастие в прибыли от производства и торговли, нет ограничений фонда зарплаты и материального стимулирования. Профсоюзные организации здесь малочисленны и значительной роли не играют. Объяснение простое: уровень зарплат на частной фирме значительно выше, чем в госсекторе, сотрудники держатся за свои места, о забастовках не помышляют. Однако они тоже думают о повышении зарплаты.
Приобретение опыта, повышение квалификации, осваивание смежных профессий, повышение производительности труда — все это веские основания для перевода сотрудника на высокооплачиваемую должность. Менеджеры становятся старшими менеджерами и руководителями отделов, секретари-переводчики — референтами и помощниками генеральных директоров, грузчики — кладовщиками, рабочие — бригадирами, охранники — начальниками служб безопасности; рядовые бухгалтеры вырастают до вожделенной должности главбуха.
Перспективы карьерного роста в частном секторе зависят от способностей сотрудника и политики фирмы. Этот путь верный, но медленный, а прибавку к зарплате хочется получить уже сегодня. Как убедить начальника, что вы стоите дороже? В действие вступает механизм поведенческих стратегий, которые можно условно назвать игрой на повышение.
Давайте работать за процент от сделки
Это одна из самых популярных стратегий в организациях, где заработок зависит от количества и денежного выражения оказанных услуг. Конечно, если рядовой сотрудник потребует от начальства вхождения в долю, его могут заменить менее амбициозным работником. А вот если фирма затратила средства на ваше обучение, вы владеете важной информацией о функционировании предприятия, ваш уход в конкурирующую организацию приведет к прямым убыткам и потере клиентов — смело требуйте повышения зарплаты. Позиционирование ваших способностей как “профессионализма штучного производства” заставит руководство всерьез подумать об удовлетворении материальных претензий.
Предприниматель, заинтересованный в сохранении высококлассного специалиста, как правило, готов платить ему больший процент от сделки. На особом счету у руководства инженеры, подписывающие дорогостоящие контракты на строительство и модернизацию технических сооружений; менеджеры по работе с таможней, которые ориентируются в законодательстве, обладают личными связями на таможенных терминалах.
Мы лучше всех и стоим дорого
Подобную стратегию часто используют при оказании посреднических услуг и выполнении временных сдельных работ. Позиционировав фирму и своих специалистов как самых квалифицированных в какой-либо области, клиенту предлагают заплатить сумму, превышающую реальную стоимость заказа. Эта стратегия, обеспечивающая повышенную зарплату, основана по сути на продаже разрекламированного брэнда. Например, фирмы, ремонтирующие и обслуживающие импортную бытовую технику и автомобили, явно завышают стоимость оказываемых услуг, а зарплаты их сотрудников постоянно растут. Трудность оценки работы специалистов, предлагающих психологические тренинги роста, диагностику персонала и прочие виды виртуальных услуг, позволяет им продавать свои способности по высокой цене.
А у конкурентов зарплата больше
Стратегия связана с рыночной тенденцией выравнивания зарплат за идентичный труд в разных компаниях. Оказывается, рост зарплаты на конкурирующей фирме ставит руководство вашего предприятия перед необходимостью также повышать зарплату во избежание ухода профессионалов. Если начальство не проявляет инициативы, сотрудники могут сами уведомить его об изменении расценок на рынке труда. Временное замалчивание проблемы приведет лишь к более позднему ее решению.
Хорошо если есть доверенное лицо, умеющее ставить перед начальством щекотливые вопросы повышения зарплаты и обосновывать претензии коллектива. Обычно просьбу о повышении оплаты труда мотивируют увеличением объема работ, безупречностью дисциплины, ростом цен на товары первой необходимости. Следует отметить, что отказ начальника подчиненному в мотивированной просьбе дается нелегко, так как подрывает его имидж справедливого руководителя. Чем чаще будут звучать аргументированные претензии, тем больше шансов на их удовлетворение.
Мы требуем повышения зарплаты
Наступательная стратегия в частных фирмах редко приводит к цели. Ее используют, как правило, низкооплачиваемые служащие и рабочие. Однако их победа кратковременна. При первой возможности строптивцев увольняют, а плодами их борьбы за повышение зарплаты пользуются другие.
Успех поведенческих стратегий во многом зависит от умения выбрать нужный момент и место для постановки вопроса о повышении зарплаты. Какие же периоды являются благоприятными? Во-первых, при смене начальников. Новые руководители стараются приобрести расположение подчиненных, показать свои лучшие качества. Наиболее эффективный и проверенный способ завоевания симпатий коллектива — повышение зарплаты. Однако сотрудники тоже должны предпринимать активные действия: высказывать одобрение кадровой политики владельца предприятия, выражать готовность работать при новом начальстве с удвоенной энергией, но одновременно критиковать уровень своих денежных доходов.
Вопрос о зарплате можно в ненавязчивой, полушутливой форме поднять в неформальной, праздничной обстановке, на банкете. В атмосфере взаимных поздравлений труднее отказать, нежели в рабочей обстановке будничного дня. По крайней мере, можно получить обещание рассмотреть проблему сразу после праздников.
Хороший повод подумать о повышении зарплаты — достаточно высокая и стабильная прибыль, получаемая фирмой. В такой период начальство получает солидные проценты и премии, строит радужные планы о расширении бизнеса, и вряд ли оставит без внимания просьбы сотрудников, которые своим трудом способствовали успеху компании.
В то же время надо знать периоды, не благоприятные для походов за повышенной зарплатой: после какой-либо неудачи, когда снижается прибыль, когда обнаружены недостатки в работе персонала. Психологи отмечают, что один из самых неблагоприятных дней для предъявления претензий — день выплаты зарплаты.
Подводя итог вышесказанному о возможных путях повышения заработной платы, можно дать следующие советы:
Повышайте профессиональный уровень, делайте карьеру — и добьетесь желаемого результата.
Используйте в зависимости от ситуации различные стратегии для давления на руководителей фирмы. Помните народную мудрость: “Под лежачий камень вода не течет”. Без инициативы с вашей стороны зарплату вам вряд ли поднимут.
Выбирайте время, наиболее благоприятное для обращения к руководству с аргументированными просьбами и требованиями.

Источник: www.rabotas.ru

Адрес страницы: http://siriniti.ru/articles/trudoustroistvo/povyshenie_zarplaty/