«СИРИНИТИ» Кадровый консалтинг
|
|||
СиринитиПолезное |
СтатьиТакова моя воля! Как заставить себя работать.С чем это едят
* Самомотивация - это умение длительное время обходиться без внешних стимулов и контроля, в том числе в сложных и ответственных ситуациях. Подобными навыками чаще владеют люди, которых побуждает к работе стремление максимально раскрыть свои таланты и способности. Именно поэтому самомотивацию можно назвать скорее жизненной позицией, чем управленческой характеристикой. В бизнесе эта позиция присуща руководителям среднего и высшего звена, а также специалистам с высоким профессиональным уровнем. Среди рядовых сотрудников и рабочих она встречается редко. Способность к самомотивации - очень ценное качество. Оно подразумевает, что человеку нравится его работа, а деньги и прочие материальные бонусы вторичны. И конечно, результат творческого труда значительно выше, чем при "подневольного". Однако даже занятие любимым делом требует самодисциплины. "Представьте, что вы хирург и вам предстоит провести сложную операцию, - говорит Анна Уланова, управляющий партнер компании "ЭНЖИН консалтинг". - Отменить ее нельзя, но у вас именно сегодня нет настроения оперировать. Чтобы сработать эффективно, как и в те дни, когда есть вдохновение, необходимо подключить механизм самомотивации: убедить себя, что вы хотите и можете выполнить все качественно, талантливо и на совесть". То же касается и действий менеджера. Есть много способов договориться с собой, чтобы эффективность работы не зависела от настроения. Увы, когда подобные разговоры ведутся "на высшем уровне", то нередко коллектив это воспринимает как нежелание руководства повышать оклады, предоставлять социальные льготы и т.п. Но в действительности самомотивация приводит к обоюдному выигрышу и для сотрудника, и для организации, на которую он работает.
"Я устал, я ухожу"
Однако не все так просто и "шоколадно", как кажется на первый взгляд. Ставка на самомотивацию, без тщательного анализа ситуации и просчета последствий, иногда может сыграть дурную шутку и с руководителем, и с его подчиненными.
"Далеко не каждый сотрудник способен оценить все плюсы самостоятельной работы и выдержать бремя ответственности, - комментирует Жанна Смирнова, исполнительный директор компании RT group. - И руководителям следует помнить, что подчиненные не обязаны сами себя мотивировать. Если же самомотивация в данной компании относится к числу профессиональных компетенций, то способности к ней должны оцениваться еще на стадии приема на работу".
Кто тут самомотивированный?
С точки зрения успешного менеджмента, руководителю необходимо знать и понимать, кто из его сотрудников обладает способностями к самомотивации. Во-первых, это поможет ему в дальнейшем сформировать эффективную команду. Во-вторых - "взять на карандаш" кандидатов на выдвижение, создать кадровый резерв. В этом деле большую помощь оказывают "сигнальные маячки" в повседневном поведении сотрудника. Их можно условно назвать индикаторами самомотивации. 1. Внутренние установки человека. Речь идет о склонности видеть вокруг себя хорошее или дурное, оптимизме или пессимизме. "Человек, способный к самомотивации, всегда мыслит позитивно, - говорит Жанна Смирнова. - Даже из самых тяжелых ситуаций он способен извлечь позитивный опыт, или хотя бы уверенность, что не повторит ошибку в будущем". Позитивный подход к жизни можно развивать - например, при помощи технологии рефрейминга. Рефрейминг (от англ. reframe - перерабатывать, вставлять в новую рамку) помогает не только научиться из всего негативного выносить полезный опыт, но и рассматривать сложные ситуации как зоны личностного развития. Например, вы не любите ездить в командировки, поскольку это очень утомительно. Попробуйте найти стимулы, которые помогут вам изменить отношение к этому рабочему моменту. Так, во время командировки можно посмотреть новый город, узнать что-то любопытное, познакомиться с интересными людьми, а возможно эта поездка послужит толчком для дальнейшего повышения по карьерной лестнице. 2. Способы решения проблем. Именно с ними связан следующий индикатор. Способность к самомотивации проявляют те, кто в словосочетании "решение проблем" ключевым считает слово "решение". Такие специалисты никогда не зацикливаются на чем-то одном, и всегда ищут альтернативные пути. Это качество особенно важно при дистанционной работе. 3. Готовность брать на себя ответственность. Для большинства сотрудников это тоже потенциальная зона развития. Нередко источник проблем - в излишне строгом руководителе, который отказывается делегировать полномочия и не побуждает подчиненных к самомотивации. 4. Поведение в конфликте. Человек с навыками самомотивации не занимается поисками виноватых и не тратит время на обвинения себя, но тщательно анализирует ситуацию и решает, что необходимо предпринять для ее изменения. 5. Оригинальное мышление, умение уходить от стереотипов. Считается, что каждого может мотивировать карьерный рост. Но в действительности, специалист, способный к саморазвитию, нередко отказывается от карьеры "по вертикали". Достижение гармонии между человеком и его работой, и за счет этого повышение эффективности деятельности компании тесно связано с механизмом самомотивации. Этот механизм можно привести в действие как "снаружи" - через изменения в самой организации, так и "изнутри", с помощью психологических методик, коучинга. Когда в коллективе есть хотя бы несколько ключевых специалистов, которые не просто лояльны, но и способны к самомотивации, компания получает дополнительное конкурентное преимущество. И последний нюанс. Руководству необходимо не просто предоставлять талантливым сотрудникам возможность для профессиональной самореализации, но и не забывать о внешних стимулах: поощрять своих профи на словах и платить зарплату, соответствующую результатам их труда. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Александр СТАШЕНКО, продакт-директор и бизнес-тренер компании "Тренинг-бутик": - Все мы прекрасно понимаем, что как таковой "потребности в работе" не существует. Но ведь что-то заставляет миллионы людей трудиться "на дядю". Здесь речь идет не о мотивации, а о поведенческой программе. Следование ей позволяет удовлетворить реально существующие потребности - в хлебе насущном и крове над головой. Но как только эти потребности закрываются, исчезает и стимул к труду. Однако у каждого человека, помимо базовых, есть и другие потребности, которые могут стать хорошим основанием для постоянной самомотивации: в профессиональном и личностном росте, в познании мира, в творчестве. Удовлетворить эти потребности до конца невозможно, поскольку постоянно поднимается планка требований человека к самому себе. Таким образом, настоящая самомотивация тесно связана с внутренней необходимостью развиваться и совершенствовать достигнутое. Самое интересное, что специально учиться такой высокоуровневой мотивации не нужно - способность к исследовательской деятельности заложена в каждом из нас от рождения. Просто у многих людей эти стремления подавлены еще в раннем возрасте семьей и школой. И задача тренера, коуча при работе с менеджером обычно заключается не в том, чтобы "научить самомотивации", а в том, чтобы изменить ограничивающие убеждения, снять психологические травмы, которые ограничивают творческое поведение. КОММЕНТИРУЕТ ЭКСПЕРТ НОМЕРА Источник: Элитный персонал
Автор: Анастасия Иванова
|
||
Наверх | |||
© 2007-2010 ООО «Сиринити» Создание сайта © 2007-2010 Интернет-компания СофтАрт |
|